Обращения граждан в 2020 году
В ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России действует система централизованной регистрации обращений граждан, проводится их анализ с учетом количества, тематики вопросов, территориальной принадлежности; осуществляется контроль за исполнением сроков работы с обращениями. Данные по поступившим обращениям вносятся в раздел «Делопроизводство» программы ЕАВИИАС МСЭ, позволяющий формировать учетные карточки документа и вести контроль сроков исполнения.
Поступающие в учреждения медико-социальной экспертизы обращения являются важным источником информации о проблемах лиц с ограниченными возможностями, в том числе при прохождении медико-социальной экспертизы, и отражают субъективные представления освидетельствуемых об инвалидности. Эти данные целесообразно учитывать при принятии организационно-управленческих решений и при проведении разъяснительной работы.
В 2020 году в Учреждение поступило 1065 обращений. Произошло уменьшение количества обращений в сравнении с двумя предыдущими годами на 179 — на 14, 4 % и на 199 — на 15,7 % (в 2019 г. поступило 1244 обращения, в 2018 г. поступило 1264 обращения).
Анализ тематики поступивших обращений граждан показывает, что в 2020 г. в сравнении с предыдущими годами произошло значительное сокращение количества обращений граждан по несогласию с вынесенными экспертными решениями. Они составили только 26.1 % от общего количества (в предыдущие годы — более 50 % от всех обращений).
Это связано с тем, что с апреля 2020 г. в отношении многих получателей государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы осуществляется автоматическое продление инвалидности в соответствии с Временным порядком установления инвалидности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467, а затем постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 г.
В 2020 году выросло количество обращений, направленных по электронным каналам связи, как по электронной почте, так и на официальный сайт Учреждения. Также увеличилось количество самостоятельных заявлений, поданных гражданами через единый портал государственных услуг.
Всего по электронным каналам связи поступило 393 обращения, что составило 37 % процентов от общего количества. Для сравнения: в 2019 г. их было только 148, а в 2018 г. — 156, это составляло около 12 % от общего количества.
Почтой России в Учреждение поступило 448 обращений (это примерно на том же уровне, как в предыдущие годы — 430 и 368), они составили 42,1%. В том числе 148 писем поступило от граждан, пребывающих в Учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, это составило 13,89 % от всех поступивших обращений граждан (в 2019 г. — 123 (9,9 %), в 2018 г. — 144 (11, 4 %).
Несколько снизилось количество обращений, перенаправленных по принадлежности из других инстанций (Минтруда России, органы исполнительной власти Красноярского края, приемные депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного собрания Красноярского края депутатов, из Прокуратуры Красноярского края). Их было 166, что составляет 15,6 % от общего количества (в 2019 году их было — 233 (18,7 %) в 2018 году — 280 (22,2%).
И самое ощутимое снижение отмечается по заявлениям о несогласии с решениями на стандартных бланках, которые до пандемии лично подавались гражданами в бюро и в отделе ОРД главного бюро. Их поступило 58, что составило 5,45 % от общего количества обращений (в 2019 — 433, в 2018 — 460, что составляло около 35 процентов).
Важным фактором, влияющим на количество обращений по вопросам медико-социальной экспертизы, является полнота и доступность информации, доводимой до сведения освидетельствуемых. Разъяснительная работа должна способствовать снижению необоснованных обращений граждан.
В целях обеспечения информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы на сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России размещена и регулярно пополняется подробная информация о порядке проведения медико-социальной экспертизы (в том числе в электронном виде), имеются в свободном доступе соответствующие нормативно-правовые документы; публикуются разъяснения по вопросам, которые задают граждане специалистам бюро медико-социальной экспертизы.
Организована работа горячей линии по телефону. Специалисты отдела по организации работы с документами в режиме постоянного времени отвечают на звонки граждан.
Для информирования общественности по вопросам медико-социальной экспертизы используется ресурс общественных организаций — ежеквартально на базе Учреждения проводится заседание Общественного совета с участием представителей общественных организаций инвалидов и пациентстких организаций.
Регулярно направляются информационные письма в общественные организации и в органы исполнительной власти Красноярского края об изменениях в законодательстве по медико-социальной экспертизе.
Ведется регулярная работа со средствами массовой информации — ежемесячно размещаются публикации в газетах городов и районов Красноярского края.
В 70 случаях (6,5 %) авторами обращений являются инвалиды 1 группы (в 2019 г. — в 63 случаях (5, 1%), в 2018 г. — в 69 случаях (5,5 %);
в 174 случаях (16,3 %) авторы обращений — инвалиды второй группы (в 2019 г. — в 180 случаев (14,4 %), в 2018 г. — в 163 случаях (12, 9%);
в 331 случае (31,1 %) — инвалиды третьей группы (в 2019 г. — в 314 случаев (25,2 %), в 2018 г. — в 305 случаях (24,1 %);
54 обращения (5,1 %) поступило от родителей детей-инвалидов (в 2019 г. — 41 (3,3 %), в 2018 г. — 65 (3,3 %);
67 обращений (6,3 %) поступило от лиц, не признанных инвалидами и от родителей, детям которых не установлена категория «ребенок-инвалид» (в 2019 г. — 317 (25,5 %), в 2018 г. — 336 (26,6 %);
в остальных случаях — 369 (34,6 %) — авторами обращения являются граждане, не проходившие освидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы, а также посторонние лица — родственники, знакомые инвалидов, не являющиеся их официальными представителями (в 2019 г. — 329 (26,5 %), в 2018 г. — 326 (25,8 %).
Таким образом, в 2020 году существенно (на 250 в сравнении с 2019 г.) сократилась доля обращений от граждан, прошедших медико-социальную экспертизу и по её результатам не признанных инвалидами. В предыдущие годы эта категория составляла одну из самых больших групп авторов обращений.
Анализ тематики поступивших обращений граждан показывает, что впервые преобладающее большинство из них — не по несогласию с вынесенными медико-экспертными решениями, а — обращения консультационного характера
Среди обращений консультационного характера, доля которых в 2020 году составила 51, 8 % (552 обращения) преобладают вопросы об условиях признания граждан инвалидами, о порядке направления на освидетельствование и проведения медико-социальной экспертизы. Граждане, которые не имеют статуса инвалида, задают вопросы о том, каким образом устанавливается инвалидность, могут ли они, имея те или иные заболевания, быть признанными инвалидами.
Новой категорией консультационных обращений в 2020 году явились вопросы по Временному порядку установления инвалидности (как пройти МСЭ в пандемию; что нужно сделать, чтобы воспользоваться автоматическим продлением инвалидности на шесть месяцев; как получить справку о продлении и пр.)
На все эти вопросы были оперативно направлены письменные разъяснения в соответствии с нормативно-правовыми актами (Временным порядком установления инвалидности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697, Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95)
В 2020 году зафиксировано 278 обращений, содержащих несогласие с решениями бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России (в том числе 24 обращения по несогласию с решением филиала и состава главного бюро), что составило только 26, 1 % от общего количества поступивших в Учреждение писем и заявлений (в 2019 году — 664 обращения (53,4 %), в том числе по несогласию с решением составов главного бюро — 73; в 2018 году — 692 обращения (57, 9 %), в том числе по несогласию с решением составов главного бюро — 87).
Большинство обращений по несогласию с экспертными решениями составляют обращения по несогласию с решением о группе инвалидности (категории «ребенок-инвалид») — 278, или 26,1 % от всех обращений (в 2019 г. — 544, или 43,7 %; в 2018 г. — 561, или 44,4 %).
Из них преобладают обращения по несогласию с установлением 3 группы инвалидности — 111, или 10,4 % (в 2019 г. — 158, или 12,7 %; в 2018 г. — 172, или 13,6 %);
на втором месте — по несогласию с решением об отсутствии группы инвалидности — 64, или 6,0 %, (в 2019 г. — 275, или 22,1 %; в 2018 г. — 306, или 24,2 %);
по несогласию с установлением 2 группы инвалидности поступило 33, или 3,1 % обращений (в 2019 г. — 69, или 5,5 %; в 2018 г. — 53, или 4,2 %);
по несогласию с решением об отсутствии категории «ребенок-инвалид» — 3, или 0,3 % (в 2019 г. — 42, или 3,4 %; в 2018 г. — 30, или 2,4 %);
Также поступали обращения по следующим вопросам:
- обращения, содержащие вопросы разработки программ реабилитации, где заявители считают, что внесены не все необходимые мероприятия, либо не согласны с разработанными рекомендациями, — 42, или 3,9 % (в 2019 г. — 61, или 4,9 %; в 2018 г. — 71, или 5,6 %);
- обращения по несогласию с установленной степенью утраты профессиональной трудоспособности — 22, или 2,1 % (в 2019 г. — 45, или 3,6 %; в 2018 г. — 51, или 4,0 %);
- обращения по несогласию с установленными сроками очередного переосвидетельствования (заявители желают установления инвалидности без срока переосвидетельствования) — 3 или 0,3 % (в 2019 г. — 13, или 1,0 %; в 2018 г. — 8, или 1,0%).
Сравнительный анализ тематики обращений граждан, содержащих несогласие с экспертными решениями структурных подразделений Учреждения за 2018 — 2020 годы показывает, что их количество и доля в общем числе обращений по всем причинам сократились.
Причина обращения |
2020 |
2019 |
2018 |
|||
Несогласие с установлением / отсутствием группы инвалидности |
211 |
19,8 % |
544 |
43,7 % |
561 |
44,4 % |
Несогласие с рекомендациями ИПРА, ПРП |
42 |
3,9 % |
61 |
4,9 % |
71 |
5,6 % |
Несогласие со степенью утраты профтрудоспособности |
22 |
2,1 % |
45 |
3,6 % |
51 |
4,0 % |
Несогласие со сроками очередного переосвидетельствования |
3 |
0,3 % |
13 |
1,0 % |
8 |
0,6 % |
Несогласие с определением причины инвалидности |
0 |
- |
1 |
0,2 % |
1 |
0,2 % |
По всем обращениям (письмам и заявлениям) граждан, несогласных с экспертными решениями бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России, курирующими составами главного бюро проводится проверка их обоснованности с осуществлением запроса и анализа медико-экспертных документов. Заявителям направляются ответы с подробными разъяснениями в установленные законом сроки. В случаях, если гражданином соблюдены сроки обжалования решения, проводится освидетельствование в экспертных составах главного бюро (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. № 95).
Категорию «не по принадлежности» составили обращения граждан, не содержащие вопросов по медико-социальной экспертизе. Поступило 13 таких обращений, 1, 2 % от всех обращений граждан (в 2019 г. — 11 — 0,9 %; в 2018 г. — 20 — 1,6 %). В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. №
Благодарности
В 2020 году в адрес работников ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России поступило 4 благодарственных письма, в которых граждане отмечали хорошую работу и внимательное отношение сотрудников структурных подразделений Учреждения (в 2019 году — 7, в 2018 г. — благодарственных писем).
Поступили благодарности:
- руководителю и работникам бюро № 9 за высокую компетентность, и непредвзятость, «были очень тронуты добротой, милосердием, пониманием докторов и всего персонала»;
- руководителю и работникам бюро № 18 за чуткость, теплоту, внимание, профессионализм, вежливость и добросовестное отношение к работе, за человечность и моральную поддержку.
- в адрес бюро № 42 за оперативное решение вопроса о продлении инвалидности, «спасибо за ваш труд в этот нелегкий период ситуации с пандемией»;
- в адрес Главного бюро, состава № 1 — за оперативность, понимание, за отношение.
Приоритетными задачами в целях информирования граждан, снижения уровня обжалований решений и профилактики возникновения жалоб являются:
- соблюдение норм профессиональной этики и деонтологии при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,
- соблюдение Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.01.2014 г. № 59н,
- повышение внимания к разъяснительной работе с гражданами при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в условиях пандемии — по телефону и в ответах на письменные обращения;
- информирование общественности о деятельности учреждения МСЭ, о порядке и условиях установления инвалидности, в т.ч. с использованием ресурса общественных организаций инвалидов и пациентских организаций", средств массовой информации;
- ведение разъяснительной работы с медицинскими организациями, осуществляющими направление граждан на медико-социальную экспертизу.